Почти половина потребителей не понимает риски умных устройств и хочет больше информации от производителей.
Исследование консалтингового агентства Deloitte в очередной раз подтвердило, что пользователи с опаской относятся к проникновению Интернета вещей в повседневную жизнь. В результате страдает целый спектр технологий в области «умных домов», которые развиваются медленнее других IoT-направлений.
Аналитики отметили, что в целом решения на базе подключенных к Интернету гаджетов вызывают у аудитории большой интерес. Однако громкие истории с подслушивающим домашним помощником или уязвимостью платформы для умных домов заставляют многих людей отложить переход на эти системы. Более 40% участников опроса заявили, что не хотят давать гаджетам слишком много информации о своей личной жизни. Респонденты также отметили, что производители техники должны активнее предупреждать покупателей о рисках для персональной информации. На данный момент только 20% участников исследования признали уровень собственных знаний достаточным, в то время как 40% сказали, что вообще не имеют представления о существующих угрозах.
Стоит отметить, что доля беспокойных потребителей практически не меняется год от года. В 2015 году опрос компании Icontrol показал, что 44% американцев «очень озабочены» угрозой кражи их данных «умными устройствами». Ещё 27% указали, что они «довольно озабочены» этим вопросом.
Многие отраслевые эксперты соглашаются, что производители IoT-устройств должны четко проговаривать вопросы сбора и использования пользовательской информации. Как отмечает специалист по межмашинному взаимодействию компании Machina Research Мэтт Хаттон (Matt Hatton), проблемы с безопасностью и соблюдением приватности сильно сдерживают развитие этих технологий в Европейском Союзе. Так, в Германии и нескольких других странах это замедляет внедрение «умных» счетчиков электроэнергии — приборов, которые могут сильно повлиять как на экономику, так и на окружающую среду. По мнению эксперта, отсутствие законодательной базы и попытки регуляторов применять к IoT те же подходы, что и к персональным компьютерам, создают неопределенность, которая и отпугивает потенциальных пользователей.
Тем не менее, возможности, которые Интернет вещей открывает для бизнеса и частных лиц, неизбежно приведут к повсеместному внедрению этих технологий, а у государств не останется другого выбора, кроме как выработать нормы и стандарты для их безопасного использования. Таковы выводы масштабного исследования американской НКО Pew Research Center, которое было опубликовано в июне 2017 года. Более 1200 технологов, научных работников, аналитиков, IT-специалистов задумались, насколько проблемы с безопасностью могут помешать накоплению критической массы пользователей. Среди участников исследования были как IoT-скептики, так и энтузиасты, однако обе стороны сошлись в одном: изобретение подключаемых устройств сравнимо с открытием электричества, и в скором будущем эти технологии станут столь же незаменимыми для общества. Во многом потому, что уже сегодня большая часть подключаемых устройств находит применение в самых разных областях без ведома конечных пользователей. Интеллектуальные датчики на промышленном оборудовании, «умные» метки для животных, системы управления светофорами и дорожным движением — все эти и множество других решений надежно закрепятся в повседневной жизни, когда по дорогам поедут беспилотные автомобили. Авторы предсказывают, что большинство пользователей, как и сейчас, закроют глаза на возможные проблемы с конфиденциальностью ради удобных новых функций.
В то же время по мере распространения Интернета вещей станет труднее не пользоваться такими устройствами и добиться полной безопасности — производители могут попросту убрать неподключаемые модели из своих линеек. Причиной тому может стать как желание сэкономить на производстве, так и стремление максимально расширить охват своей инфраструктуры. В конечном счете компаниям действительно нужна информация о своих клиентах, чтобы лучше их понимать и предлагать качественные продукты. Поэтому инженеры работают над решением проблем безопасности, чиновники пишут законы, а PR-подразделения думают, как подготовить общественное мнение к тому, что в «умном» доме будут «прозрачные стены».